Датчик холостого хода на ваз 2115

Описание регулятора холостого хода автомобилей ВАЗ

Вступление

В инжекторной системе двигателей устанавливается огромное количество различных датчиков отвечающих за конкретную функцию ДВС. Большое наличии датчиков позволило улучшить работу двигателя, сделать ее более ровной и стабильной. Инжектор позволил тратить меньше топлива при той же скорости.

В автомобилях Лада инжекторная система появилась в конце 90-х и начале 00-ых. Каждый датчик связан между собой через электронный блок управления и выход из строя одного датчика способен наделать много проблем в работе ДВС, попросту сбив весь механизм.

В данной статье речь пойдет о регуляторе холостого хода на автомобилях Лада, таких как 2110, 2112, 2114, 2115 и 2170. Данный датчик является одинаковым для всех автомобилей Лада.

Описание регулятора

Регулятор холостого хода является одним из важнейших датчиков в инжекторной системе автомобиля. Именно он корректирует стабильные обороты холостого хода. Регулятор участвует в работе двигателя только на холостом ходу.

РХХ представляет собой электрический моторчик постоянного тока цилиндрической формы с червячной передачей. На червячном валу устанавливается запирающий клапан, который при формировании топливовоздушной смеси перекрывает поступление воздуха в дроссельную заслонки.

Работа РХХ является только механической посредствам перекрытия канала поступаемого воздуха в дроссельной заслонке. То есть при появлении необходимости в повышенных оборотах на ХХ, регулятор перекрывает воздушный канал, тем самым формируя топливную смесь с большим количеством топлива, вследствие этого обороты ДВС становятся более высокими.

Устройство РХХ

Как было сказано выше, РХХ является электрическим моторчиком постоянного тока с червячной передачей. Ниже на картинке показан РХХ в разрезе с описанием всех его элементов находящихся внутри.

  1. Подвижная головка (клапан);
  2. Прижимная плоскость;
  3. Обмотка статора;
  4. Червячный вал;
  5. Разъем;
  6. Подшипник;
  7. Корпус;
  8. Ротор;

Где находится

Местонахождение РХХ на дроссельном узле, крепиться он с обратной стороны ДУ двумя винтами под крестообразную отвертку. Ниже на картинке указано местонахождение РХХ на автомобилях Лада.

Кстати РХХ на автомобилях с системой Е-ГАЗ – НЕТ, там процесс регулирования оборотов на ХХ осуществляется положением дроссельной заслонки.

Признаки неисправности РХХ

Так как РХХ является исключительно механическим датчиком, то сведения о его неисправности не будет отображаться на приборной панели в виде индикатора «CheckEngine»

Диагностировать неисправность регулятор можно по косвенным признакам:

  • Остановка двигателя на ХХ;
  • Плавают обороты ХХ (самопроизвольно поднимаются и падают);
  • На холодном пуске обороты ДВС не поднимаются;
  • Двигатель глохнет в момент переключения передач или движении на нейтральной передаче;

Проверка РХХ

Проверка регулятора осуществляется в два этапа – визуальный и с помощью мультиметра. Подробнее разберем каждый из этапов.

Визуальный

Необходимо смотреть визуальное состояние датчика на наличие повреждений, целостность корпуса, отсутствие щелей между разъемом и металлической частью.

Так же проверяется состояние заклепок. Их отсутствие свидетельствует о наличии неучтенного подсоса воздуха.

Проверить состояние уплотнительного кольца, оно должно быть без зазубрин, повреждений и плотно прилегать к РХХ, в противном случае кольцо необходимо заменить.

Проверить червячный механизм на загрязнения, на нем не должно быть следов нагара, пружинка должна быть целая.

При загрязнении в червячном механизме необходимо промыть РХХ очистителем карбюратора.

Мультиметром

Проверка мультиметром осуществляется замером сопротивления между контактами. Это позволит определить целостность обмотки моторчика и установить его пригодность к дальнейшей эксплуатации.

Для проверки необходимо на мультиметре выставить переключатель в режим измерения сопротивления на 200 Ом.

Подключаем щупы к центральным выводам РХХ. Сопротивление на экране мультиметра должно быть 50 Ом. Если мультиметр показывает 1, то вероятнее всего РХХ неисправен вследствие обрыва внутренней обмотки.

Читайте также:  Ауди 80 датчик скорости

Стоимость

В таблице приведены РХХ, которые по отзывам владельцев автомобилей Лада, являются самыми надежными и доступными.

Изготовитель Артикул Цена, (рублей)
LADA 2112114830002 990
АвтоВАЗ 21120114830004 600
Стандарт 21120-1148300-81 680
Пегас 2112-1148300-03 805
ERA FJ480 370

Замена

Замена осуществляется быстро и без особого труда, достаточно лишь следовать указанной ниже инструкции.

  • Снимаем минусовую клейму с АКБ, так как работы проводятся с электрооборудованием автомобиля

Источник: enginehack.ru

Мой транспорт

Статьи экспертов в области авто

Датчик холостого хода 2114 — 2115

Регулятор холостого хода на машинах семейства «ВАЗ», изготовленных на заводе в Самаре, используется для стабилизации, а также для регулирования в автоматическом режиме оборотов двигателя при работе на холостом ходу.

Конструктивно этот элемент представляет из себя небольшой электромотор, с установленной иглой конусной формы, в качестве рабочего органа.

Где установлен РХХ?

Этот элемент располагается на корпусе дроссельного узла. На машинах марки ВАЗ 2114 и 2115 он стоит рядом с датчиком, который регулирует положение дроссельной заслонки. К корпусу РХХ крепится при помощи двух крепежных винтов. В некоторых версиях можно встретить датчик, прилепленный на лак.

Первые признаки неисправности РХХ

К сожалению, такой элемент, как датчик холостого хода, не оборудован системой, позволяющей проводить самодиагностику. Поэтому ни лампочка «Чек», ни бортовой компьютер не способны информировать водителя о том, что регулятор вышел из строя. Есть ряд проблем, при обнаружении которых, можно самостоятельно узнать, что пора заменить или почистить РХХ:

· Мотор глохнет на холостых оборотах;

· Не стабильные холостые обороты, они могут плавать во время работы без нагрузки;

· При запуске силового агрегата практически полностью отсутствуют повышенные обороты;

· Мотор может глохнуть во время выключения передачи.

При появлении подобных неприятностей, нужно снять и проверить датчик. Возможно нужно его просто почистить, если это не помогло, то только полная замена РХХ.

Замена датчика ваз 2114 – 2115

Перед тем, как приступить к замене неисправного датчика необходимо подготовить новый элемент, необходимый инструмент (крестовую небольшого размера отвертку, и ключ на «13»), а также обязательно запастись ветошью и смазочным материалом WD-40, и очистителем для карбюратора.

Процесс замены:

· Нужно установить транспортное средство на ровную площадку, и зафиксировать неподвижно, при помощи стояночного тормоза;

· Обязательно отключить аккумулятор;

· Снять крышку, которая закрывает двигатель, и в то же время является защитным кожухом;

· Снять патрубок воздушного фильтра;

· Очистить, при помощи ветоши, поверхность дроссельного узла, и вокруг него;

· Смазать крепление РХХ WD-40, тогда процесс откручивания пойдет проще;

· Снять датчик, и отключить от него клемму питания.

Процесс установки нового — точно такой же, как и демонтаж, только в обратном порядке. После установки нового РХХ, его необходимо откалибровать. Для того, чтобы это сделать — нужно снова подключить клеммы аккумулятора, а после включить зажигание не более, чем на 10 секунд. ЭБУ сделает самостоятельно калибровку датчика. После этого — узел готов к работе. Машина исправна.

Какой РХХ поставить и какая его цена?

Средняя стоимость нового оригинального регулятора порядка 350 рублей. Этот значение может изменяться в зависимости от торговой точки, где он куплен. Важно остерегаться подделок.

Каталожный номер детали заканчивается на цифру 01 или 02 — это говорит о производителе. В первом случае — ОАО «Пегас» город Кострома, а во втором КЗТА, расположенный в Калуге.

Читайте также:  Ваз 2112 датчик детонации

Отличия оригинального элемента от контрафактного:

· Корпус подделки короче на 1 мм;

· Отличается и цвет пружины. Оригинальная — черного цвета и обладает более редкой навивкой;

· На упаковке оригинала присутствуют все необходимые отметки, говорящие о качестве изделия, а также о производителе.

· Контрафактный РХХ отличается цветом наконечника, он у него — значительно темнее

Важно покупать только оригинальный элемент, точно такой же, как установлен изначально с завода. Только в этом случае транспортное средство будет нормально работать. При использовании контрафакта возможно повреждение и других рабочих элементов, связанных с РХХ. В первую очередь страдает дроссельный узел, а после этого и карбюратор. Их замена обойдется значительно дороже.

Источник: mashina4me.ru

Находим и проверяем регулятор холостого хода на ВАЗ 2114: подробная инструкция

Первые серийные автомобили «Жигули» оснащались карбюраторами «Вебер», у которых из регулировок были только регулятор количества и качества топливной смеси. После дальнейшей модернизации этого прибора, появились электромагнитные клапаны на третьей, шестой моделях и Ниве. Пятая и шестая модель «Жигулей» уже получили систему экономайзера принудительного холостого хода. Семейство машин с передним приводом и инжекторными двигателями получили регулятор холостого хода.

Регулятор холостого хода на ВАЗ 2114, 2113 и 2115 выглядит именно так

ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Этот прибор, необходимое устройство для экономии топлива, имеет несколько распространённых названий. Его называют клапаном, датчиком, а также регулятором для регулировки холостого хода. Принцип работы примерно одинаков для всех приборов. Он заключается в изменении проходного сечения впускного канала для воздушной смеси в приёмный тракт мотора.

Если на прежних моделях работа прибора заключалась только в открытии или закрытия воздушного канала, то в этой модели также как и для ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115 принцип функционирования несколько изменён. Он представляет собой шаговый электродвигатель с иглой в виде конуса. Электронный блок управления мотором считывает показания различных датчиков, контролирующих различные системы двигателя, и в соответствии с их показаниями включает прибор, диапазон «шагов» которого, равен примерно 250 шагов.

ГДЕ ЕГО ИСКАТЬ НА ДВИГАТЕЛЕ

Если кто-то не знает, где находится датчик холостого хода, тогда подскажем, о его месте расположения. Эти приборы устанавливаются на корпусах дроссельных заслонок, крепёж осуществлён с помощью двух винтов. Встречается и такой способ крепления, как «посадка» на лак. Но он не получил большого распространения ввиду сложности проведения таких работ. На снимке стрелкой указано место, где установлен рхх на ВАЗ 2114.

КАК РАБОТАЕТ ЭТОТ ПРИБОР

В момент включения зажигания, шток полностью перекрывает воздушный канал и возвращается в исходное положение. В момент его возвращения контролер отсчитывает его шаги. Их количество может быть разным, а зависит в основном от прошивки контроллера. В момент прогрева мотора он открывает клапан холостого хода на один зазор, а во время работы прогретого двигателя, он выдает порцию воздушной смеси в зависимости от потребности.

Сигналы для определения нужного количества воздуха поступают от датчика массового расхода воздуха. Контроллер считывает и определяет его потребность, чтобы выдать управляющий импульс на рхх. Также участвует в управлении датчик положения коленчатого вала двигателя, его сигналами, через блок управления регулируется положение конусной иголки датчика.

Схема РХХ

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРИЗНАКИ ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ

Пока ещё такие датчики не снабжаются системами для проведения диагностики, водитель не увидит на табло сигнала о его неисправности. Пока судить о проблемах с ним или проверить рхх на ВАЗ 2114, можно только по косвенным признакам, которых вполне достаточно для постановки правильного диагноза. К таким признакам можно отнести:

  • Непредвиденные остановки при работе на холостом ходу;
  • Наблюдаются плавающие обороты при работе на оборотах холостого хода;
  • Нельзя добиться повышения оборотов во время пуска холодного двигателя;
  • При выключении скорости происходит остановка мотора.
Читайте также:  Датчик скорости ситроен берлинго

Хочется предупредить владельцев машин о том, что схожие признаки неисправностей бывают и у других датчиков, но на некоторые из них реагирует контроллер и выдаёт на табло код ошибок.

КАК МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Лучше всего проверять работоспособность с помощью приборов. Давайте рассмотрим, как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2114. Хорошо если для этих целей найдётся самый простой мультиметр, его будет вполне достаточно. Для проведения «инструментальной проверки» необходимо:

  1. При выключенном зажигании с датчика снимают разъём с проводами;
  2. Прибор переводят в режим измерения напряжения и при включенном зажигании проверяют его наличие на проводах разъёма;
  3. Если напряжение присутствует, датчик неисправен, в противном случае проверяют всю цепь от датчика до контроллера.

Проверка регулятора холостого хода может быть произведена и без приборов. Для этого на снятом датчике с подключенными проводами проверяют выдвижение штока при включении зажигания. Если конусную иглу слегка удерживать пальцем и включить зажигание, то она должна выдвинуться. Те владельцы, кто владеет основами радиотехники, могут собрать тестер рхх своими руками, которым может быть проведена проверка рхх с шаговым двигателем. Кого заинтересует такой прибор, схема его будет ниже.

Как видно из схемы, прибор подключается к бортовой сети, а вторым разъёмом непосредственно к датчику.

Теперь несколько слов о том, как проверить датчик регулятора холостого хода с помощью этого прибора. Для этого необходимо:

  1. Подключить прибор к аккумулятору, а вторым разъёмом к выводам датчика;
  2. При включении происходит задвигание на все 250 шагов, потом он выдвинет шток с иглой примерно на 70 шагов;
  3. Нажатие кнопок к1 и к2 будет выполняться выдвижение конусной иглы и наоборот, её задвигание;
  4. Комплексная проверка датчика холостого хода будет проведена, если одновременно включить обе кнопки и задержать их включёнными, чуть более 3 секунд. Прибор начнёт периодически задвигать и выдвигать шток с конусной иглой;
  5. Переменным резистором можно изменять скорость выполнения операции проверки.

ВОЗМОЖЕН ЛИ РЕМОНТ ЭТОГО ПРИБОРА

Приобретать новый датчик торопиться не нужно потому, что в некоторых случаях возможен ремонт датчика холостого хода. Очень часто, особенно, когда используется некачественное топливо, или ресурс двигателя близок к капитальному ремонту, происходит закоксовка штока с конусной иглой в корпусе прибора. Что в таких случаях делают?

На помощь может прийти жидкость для очистки карбюраторов. Ватная палочка, обмакнутая в эту жидкость, хорошо очищает все контакты. После этого производят очистку штока конусной иглы. Обычно после этих действий он начинает работать.


Если имеется обрыв проводки внутри датчика, то в некоторых случаях это поправимо. Нужно аккуратно разобрать корпус прибора и внимательно осмотреть его внутреннее содержимое. Обрыв провода подключения можно исправить, если есть возможность припаять его на место подключения. Если всё получилось, то место пайки нужно покрыть слоем лака для защиты от коррозии. Если произошёл обрыв провода внутри обмотки шагового двигателя, то исправить его практически невозможно. В таком случае датчик просто меняют.

Источник: autovaz-2114.ru